Управление задачами и процессами

Для каждого приложения, запускаемого под управлением Microsoft Windows, операционная система создает собственную задачу, иными словами, отводит определенный объем оперативной памяти для выполнения этой программы и контролирует работу загруженного в память приложения с ресурсами компьютера. Помимо задач в Windows имеются также процессы — виртуальное адресное пространство памяти, отведенное для выполнения программой или самой операционной системой каких-либо процедур. Одна задача может активизировать в Windows несколько различных процессов: например, браузер может одновременно обращаться к сетевому интерфейсу для получения и отправки каких-либо данных и отображать на экране результат работы встроенного в веб-страницу java-апплета. Каждому процессу автоматически назначается индивидуальный опознавательный номер, так называемый Process ID или PID, предназначенный для однозначной идентификации процесса в системе.

Если запущенная вами программа неожиданно перестала отвечать на системные запросы, то есть, «зависла», в большинстве случаев у вас нет необходимости прибегать к аварийной перезагрузке: вполне достаточно отыскать в памяти вызвавшую сбой задачу и снять ее, то есть принудительно прекратить ее дальнейшее выполнение. Возможна и другая ситуация: закрыв неожиданно «зависшую» программу путем снятия задачи, вы не сможете продолжить прерванную работу с каким-либо файлом или документом. Например, удалив из памяти компьютера Microsoft Word, вы не сможете снова загрузить в него текст, который только что редактировали, поскольку операционная система считает, что этот документ уже используется другой программой. Подобные явления происходят потому, что после снятия задачи в памяти все еще остался инициированный этой задачей процесс — в нашем случае это процесс обработки документа Word. Прекратив выполнение вызывающего сбои процесса, вы сможете продолжить работу с Windows в обычном режиме.

Для управления задачами и процессами в Microsoft Windows предусмотрена специальная системная утилита, называемая Диспетчер задач. для того чтобы вызвать на экран данное окно, следует нажать сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del, после чего необходимо нажать на кнопку «Диспетчер задач». По умолчанию в Диспетчере задач Windows демонстрируется только краткий список запущенных приложений: чтобы прервать действие любого из них, выделите требуемое приложение в списке и нажмите на кнопку «Снять задачу». Если вы хотите просмотреть более подробную информацию, нажмите на надпись «Подробнее» в нижней части окна.

В данном окне отображаются названия процессов, их статусы (это поле по умолчанию пустое, лишь рядом с «зависшими» процессами появляется надпись «Не отвечает»), а также объем системных ресурсов, которые использует каждый процесс: в различных столбцах демонстрируется нагрузка на процессор (CPU), объем задействованной оперативной памяти, объем занимаемого процессом или приложением дискового пространства, создаваемый приложением сетевой трафик.  Чтобы прекратить выполнение процесса, выделите его заголовок щелчком мыши и нажмите на кнопку «Снять задачу».

Вкладка «Производительность» позволяет оценить текущую производительность вашей системы в виде наглядных графиков.

Нажатием на миниатюры графиков в левой части окна вы сможете оценить нагрузку на другие аппаратные ресурсы вашего компьютера или портативного устройства: оперативную память, встроенный диск, сетевой интерфейс.

Другие функциональные вкладки Диспетчера задач Windows имеют следующее назначение:

  • Журнал приложений— журнал, демонстрирующий активность различных приложений
  • Автозагрузка — список приложений, добавленных в автозагрузку, то есть, стартующих одновременно с запуском операционной системы;
  • Пользователи— список пользователей, одновременно работающих в операционной системе, и данные об используемых ими аппаратных ресурсах;
  • Подробности— полный список всех запущенных в системе процессов;
  • Службы— полный список всех зарегистрированных в системе служб, как работающих, так и остановленных.
  • нных в системе служб, как работающих, так и остановленных.